Program16. Программа для просмотра судоку

Программа Program16 v1.1.0 позволяет просматривать судоку, сохранять решение в файл и извлекать игру из файла. Вы можете обмениваться файлами с друзьями, составлять свои головоломки и публиковать их в Интернете.

Что такое судоку? Судоку (от япон. су — цифра и доку — стоящая отдельно) — логическая головоломка, цель которой состоит в заполнении свободных клеток цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3x3 цифра встречалась бы только один раз. Игровое поле судоку состоит из квадрата размером 9x9 (81 клетка). Этот квадрат в свою очередь разделяется на 9 маленьких квадратов размером 3x3. Существуют и другие варианты судоку.

Программа Program16 v1.1.0 доступна на русском и английском языках.

Program16-ru.png

Программа Program16 на русском языке

Program17-en.png

Программа Program17 (Program16 на английском языке)

Системные требования

Для корректной работы программы Program16 версии 1.1.0 нужно соблюсти следующие условия:

  • операционная система Windows XP, 7, 8, 8.1, 10 или 11. Разрядность x32 или x64;
  • разрешение экрана 1920х1080, размер текста Мелкий — 100%;
  • минимум 100 МБайт свободного места в оперативной памяти;
  • минимум 100 МБайт свободного места на жестком диске.

Установка и запуск программы Program16

Распакуйте архив с программой в какую-либо папку. В составе пути к папке не должно быть русских букв и пробелов.

Запуск программы производится с помощью двойного щелчка на значке файла Program16.exe. Для удобства запуска программы можно разместить ярлык на Рабочем столе. Для этого следует щелкнуть правой клавишей мыши на значке файла и из контекстного меню выбрать пункт Отправить | Рабочий стол (создать ярлык).

Обзор возможностей программы Program16

Элементы интерфейса программы Program16 показаны на рис. 1.1.

1_1.jpg

Рис. 1.1. Элементы интерфейса программы Program16

1. Кнопка Свернуть. Позволяет свернуть окно в значок.

2. Кнопка Закрыть. Завершает выполнение программы. Закрыть программу можно также выбрав в меню Файл пункт Выход или нажав комбинацию клавиш <Ctrl>+<Q>.

3. Вид активной ячейки. Значение активной ячейки можно изменить (при условии, что она не заблокирована). Чтобы сделать ячейку активной следует щелкнуть мышью на ячейке или переместить фокус с помощью клавиш со стрелками на клавиатуре.

4. Вид ячейки со значением, введенным пользователем. Это значение можно изменить, если ячейку сделать активной.

5. Вид ячейки, содержащей начальное значение. Значение в такой ячейке изменить нельзя, что позволяет предотвратить случайное редактирование. Если значение необходимо изменить, то вначале следует разблокировать ячейку, выбрав в меню Правка пункт Разблокировать или нажав клавишу <F4>.

6. С помощью кнопок на этой панели можно вставить цифру в активную ячейку. Кнопка с крестиком предназначена для удаления значения.

7. Меню Файл. Содержит следующие команды:

  • Новый (комбинация клавиш <Ctrl>+<N>) — выполняет полную очистку игрового поля.
  • Открыть файл (комбинация клавиш <Ctrl>+<O>) — открывает файл в формате SVD (подробнее о формате см. ниже).
  • Сохранить — сохраняет текущие значения всех ячеек в файл. Значения сохраняются в простом формате (подробнее о формате см. ниже).
  • Сохранить все (комбинация клавиш <Ctrl>+<S>) — сохраняет текущие значения всех ячеек в файл. Значения сохраняются в расширенном формате (подробнее о формате см. ниже).
  • Выход (комбинация клавиш <Ctrl>+<Q>) — завершает выполнение программы. Закрыть программу можно также с помощью кнопки Закрыть в заголовке окна.

8. Меню Правка. Содержит следующие команды:

  • Копировать — копирует текущие значения всех ячеек в буфер обмена. Значения копируются в простом формате (подробнее о формате см. в разд. 1.5.1).
  • Копировать все (комбинация клавиш <Ctrl>+<C>) — копирует текущие значения всех ячеек в буфер обмена. Значения копируются в расширенном формате (подробнее о формате см. в разд. 1.5.2).
  • Копировать для Excel — копирует текущие значения всех ячеек в буфер обмена. Значения копируются в формате, который поддерживает программа Excel. Информация о заблокированных ячейках не сохраняется.
  • Вставить (комбинация клавиш <Ctrl>+<V>) — вставляет данные из буфера в игровое поле. Данные должны быть в простом или расширенном форматах (подробнее о форматах см. в разд. 1.5). Если данные вставляются в простом формате, то все ячейки, содержащие цифры, блокируются. Если данные вставляются в расширенном формате, то блокируются только ячейки, для которых указан соответствующий флаг.
  • Вставить из Excel — вставляет данные из буфера в игровое поле. Данные должны быть предварительно скопированы из программы Excel. Копируемый диапазон должен совпадать с размерами игрового поля (квадрат 9x9). Все ячейки после вставки будут разблокированы.
  • Блокировать (клавиша <F2>) — блокирует активную ячейку. Изменить значение в такой ячейке нельзя. Обратите внимание на то, что пустую ячейку заблокировать нельзя.
  • Блокировать все (клавиша <F3>) — блокирует все ячейки, которые содержат цифры. Пустые ячейки не блокируются.
  • Разблокировать (клавиша <F4>) — разблокирует активную ячейку.
  • Разблокировать все (клавиша <F5>) — разблокирует все ячейки.

9. Меню Справка. Содержит следующие команды:

  • О программе — выводит сведения о программе и авторе.
  • About Qt — выводит сведения о библиотеке Qt, на основе которой сделана программа Program16.

Способы изменения значения в ячейке

Чтобы вставить цифру в ячейку только с помощью мыши следует:

  • сделать ячейку активной. Для этого нужно щелкнуть левой кнопкой мыши на ячейке;
  • нажать соответствующую кнопку на нижней панели (см. п. 6 на рис. 1.1). Чтобы удалить содержимое активной ячейки следует нажать кнопку с крестиком.

Чтобы вставить цифру в ячейку только с помощью клавиатуры следует:

  • сделать ячейку активной. Для этого нужно переместить желтый квадратик с помощью клавиш со стрелками. Обратите внимание на то, что игровое поле должно быть в фокусе ввода. Переместить фокус позволяет клавиша <Tab>;
  • нажать соответствующую клавишу с цифрой на клавиатуре. Чтобы удалить содержимое активной ячейки следует нажать клавишу <Delete> или <Backspace>.

Описание формата SVD

Программа Program16 позволяет оперировать данными в формате SVD. Возможно сохранение в двух форматах: простом и расширенном.

Простой формат

Простой формат содержит только текущие значения ячеек в формате X0X1...Xn, где X0, X1 и Xn — значения ячеек. Данные хранятся в виде строки, содержащей 81 символ. Индексы символов в строке совпадают с номером ячейки в игровом поле. Ячейки нумеруются слева направо и сверху вниз, от 0 до 80. Если ячейка пустая, то ее значение равно 0. При заполнении игрового поля (при открытии файла или вставки из буфера обмена) все ячейки, содержащие ненулевое значение блокируются. Пример строки:

003456700050080020700123006204060807365897214807010305500642008040070030008531600

Простой формат следует использовать для распространения начального задания.

Расширенный формат

Расширенный формат содержит текущие значения ячеек, а также информацию о заблокированных ячейках. Формат имеет следующий вид X0Y0X1Y1...XnYn, где X0, X1 и Xn — информация о блокировке (0, если ячейка разблокирована, и 1, если ячейка заблокирована), Y0, Y1 и Yn — значения ячеек. Данные хранятся в виде строки, содержащей 162 символа. Ячейки нумеруются слева направо и сверху вниз, от 0 до 80. Если ячейка пустая, то ее значение равно 0. При заполнении игрового поля (при открытии файла или вставки из буфера обмена) блокируются только ячейки, для которых указано значение 1. Пример строки:

010213141516170809041506071809011203170809111213040516120114031605180917131615181917121114180917021104130615150301161412090718061402091708051301090718151311160402

Расширенный формат следует использовать для распространения ответа к заданию, промежуточного сохранения данных (типа больше не могу, я пошел спать, продолжу утром), а также для пересылки файлов друзьям (с просьбой о помощи).

Открытие файла в формате SVD

Открыть файл в формате SVD можно выбрав в меню Файл пункт Открыть файл, а также с помощью двойного щелчка на значке SVD-файла. Чтобы последнее стало возможным следует выполнить следующие несложные шаги.

Щелкаем правой кнопкой мыши на значке файла и из контекстного меню выбираем пункт Открыть (или Открыть с помощью) (рис.1.2).

1_2.jpg

Рис. 1.2. ...

В открывшемся окне устанавливаем флажок Выбор программы из списка вручную и нажимаем кнопку OK (рис.1.3).

1_3.jpg

Рис. 1.3. ...

В открывшемся окне нажимаем кнопку Обзор и находим программу Program16. Название программы Program16 появится в списке Программы. Выделяем ее в списке, устанавливаем флажок Использовать ее для всех файлов такого типа и нажимаем кнопку OK (рис.1.4).

1_4.jpg

Рис. 1.4. ...

Теперь при двойном щелчке на значке файла с расширением SVD запустится программа Program16 и содержимое файла будет отображено в игровом поле. Таким образом можно открыть сразу несколько файлов, например, файл с заданием и файл с ответом (чтобы подсматривать :-))) или проверять результат решения).

Открыть файл в формате SVD в программе Program16 можно также из Командной строки или из Терминала. Для этого используется следующий синтаксис:

PS D:\Program16> .\Program16.exe sudoku1\1-8-1-27.svd

Можно также перетащить значок файла в формате SVD из программы Проводник Windows на игровое поле программы Program16 и сбросить его. Этот способ простой и очень удобный.

Program16 и Excel

Вставить данные в игровое поле в Excel можно напрямую из программы Program16. Чтобы вставить данные как задание следует в меню Правка выбрать пункт Копировать, а чтобы скопировать все данные необходимо выбрать пункт Копировать все. Далее в программе SVD2XLS следует нажать кнопку Вставить и вставить данные из буфера в текстовое поле.

Чтобы скопировать только цифры в меню Правка в программе Program16 нужно выбрать пункт Копировать для Excel. Далее в Excel выделяем первую ячейку игрового поля и из контекстного меню выбираем пункт Вставить.

1_5.jpg

Рис. 1.5. Program16 и Excel

2_1.jpg

Программа SVD2XLS

FAQ. Вопрос — ответ

Почему некоторые буквы на кнопках и надписях подчеркнуты? ...

Если нажать комбинацию клавиш <Alt>+<подчеркнутая буква>, то соответствующее меню будет открыто или выбран соответствующий пункт меню. Такие клавиши называются клавишами быстрого доступа.

Почему буквы подчеркнуты не всегда? ...

Нажмите клавишу <Alt> и подчеркивания сразу появятся.

Можно ли изменить размеры окна? ...

Да. Окно можно свернуть или закрыть с помощью соответствующих кнопок в заголовке окна. Кроме того, взявшись за границу окна можно изменить ширину или высоту. Размеры игрового поля изменить нельзя.

Почему вид окна приложения на моем компьютере не совпадает с изображением окна на вашем скриншоте? ...

Внешний вид окна зависит от настроек вашего компьютера.

Реквизиты

ЮMoney: 410011140483022

ПАО Сбербанк:
Счет: 40817810855006152256
Реквизиты банка:
Наименование: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
Корреспондентский счет: 30101810500000000653
БИК: 044030653
КПП: 784243001
ОКПО: 09171401
ОКОНХ: 96130
Скриншот реквизитов